Трудовая миграция 2025–2026: новые правила, риски и перспективы

Трудовая миграция давно перестала быть «привилегией» отдельных отраслей — она стала неотъемлемой частью российской экономики. По оценкам, около 7–8 % российского ВВП обеспечивается трудом мигрантов. При этом многие из них работают в теневом секторе: по статистике, из миллионов мигрантов лишь небольшая часть оформлена официально через патенты. 

В 2025–2026 годах регулирование миграции претерпевает изменения — усиление контроля, введение регуляторных экспериментов, пересмотр ответственности работодателей. Эти новации могут серьёзно повлиять не только на мигрантов, но и на бизнес и рынок труда в целом. Эксперты автономной некоммерческой организации «Люди труда», работающей на стыке интересов бизнеса, работников и государства в этой статье рассмотрят основные изменения, их последствия и риски.

Основные нововведения, которые уже вступили или скоро вступят в силу

1. Закон № 248-ФЗ от 8 августа 2024 года

С 5 февраля 2025 года вступили в силу нормы, по которым полиция получает право выдворять мигрантов без судебного решения, если они нарушили миграционные правила. Кроме того, вводятся штрафы за предоставление им незаконных услуг мигрантам и за привлечение мигрантов к работе с нарушениями.

2. Новый эксперимент по миграционному учёту через мобильное приложение

С 1 сентября 2025 года в Москве и Московской области стартовал эксперимент по использованию мобильного приложения «Амина»: иностранные граждане, участвующие в эксперименте, должны через приложение сообщать о месте проживания и изменениях геолокации. За отсутствие данных в течение более трёх рабочих дней пользователи могут быть исключены из учёта и включены в реестр контролируемых лиц. 

В рамках этого же эксперимента допускается трудовая деятельность по одному патенту сразу в двух регионах при наличии межрегиональных соглашений.

3. Новые требования к уведомлению МВД и формы документов

С 1 сентября 2025 года введена обновлённая форма уведомления о приёме иностранца. Работодатели обязаны уведомлять миграционные органы не просто о заключении договора, но и о месте фактической работы иностранца, с указанием нескольких адресов в случае необходимости.

4. Сокращение срока пребывания без оформления документов и ужесточение контроля

Для иностранных граждан из безвизовых стран вводится правило: пребывание в России без патента или разрешения ограничивается 90 днями в календарном году (ранее — 90 дней в течение 180-дневного периода).Это изменение ставит задачу своевременного оформления документов и внимательного соблюдения сроков.

5. Ужесточение ответственности работодателей

За принятие на работу мигрантов без нужных разрешений или за нарушение условий работы мигрантов работодатели могут получить штрафы до 1 млн руб. или приостановку деятельности на срок до 90 суток.Кроме того, нарушением считается если мигрант работает вне региона, для которого был выдан патент или разрешение, либо по профессии, не указанной в документе. 

6. Новый механизм сбора биометрии и контроль на границе

С декабря 2025 года по июнь 2026 года будет внедрён механизм сдачи биометрических данных при пересечении государственной границы, если на то есть техническая возможность.

Где новшества пересекаются с реалиями рынка труда

Новые нормы несут как возможности, так и риски для бизнеса, мигрантов и общества в целом.

С точки зрения работодателя:

  • Административная нагрузка возрастёт. Больше обязанностей по уведомлению, строгие формы, ответственность за соответствие документов.
  • Риск штрафов и санкций. Нарушения новых норм будут дорого стоить, особенно если изменения оформлены неправильно.
  • Необходимость адаптации HR-процессов. Многие кадровые и миграционные процессы придётся пересмотреть, ввести работы по отслеживанию статусов и сроков.

Для мигрантов:

  • Срок легальной работы может сократиться. Новые правила нахождения без патента делают каждый день просрочки критическим.
  • Неопределённость из-за экспериментов. Участие в эксперименте учёта может быть обязательным, и мигранту придётся подстраиваться под новые технологии и требования.
  • Барьеры при межрегиональной работе. Пока соглашения между регионами не будут подписаны, работа в другом субъекте по одному патенту может быть рискованной.

Социальные риски:

  • Возможна рост теневой занятости, если часть работодателей откажется от сложностей соблюдения новых правил.
  • Усилится конкуренция при легальном приёме: работодатели будут стараться минимизировать риски, что может повлиять на зарплаты и условия.

Как реагировать: рекомендации для бизнеса и мигрантов

Ниже — ключевые шаги, которые организациям и самим мигрантам стоит предпринять:

  • Внедрить систему мониторинга миграционных статусов сотрудников: сроки патентов, уведомления, обязательные формы.
  • Пересмотреть формы уведомлений и шаблоны договоров: заменить старые бланки, адаптировать под новые правила.
  • Участвовать в региональных соглашениях, если возможны межрегиональные трудовые маршруты.
  • Обеспечить обучение сотрудников HR и менеджеров миграционным изменениям — чтобы не допускать ошибок.
  • Информировать мигрантов: давать инструкции, поддерживать легализацию, помогать в оформлении.
  • В партнёрстве с НКО и юридическими центрами — предлагать консультации мигрантам и работодателям.

Перспективы: что может измениться дальше

Изменения идут в сторону цифрового контроля, жёсткой нормативности и мониторинга. Эксперимент с учётом через мобильное приложение может стать основой для масштабирования по другим регионам. Новая форма взаимодействия между регионами в части патентов может открыть путь для мигрантов работать в нескольких субъектах.

Но главный вопрос — баланс: законодательство должно не только контролировать, но и защищать права мигрантов. Без этого ужесточения приводят к рискам социального напряжения и дополнительного стимулирования для теневого рынка. Если изменения будут сопровождаться мерами поддержки (грамотное информирование, адаптация работодателей, правовая помощь) — они могут стать шагом к более цивилизованной миграционной политике.

Поделись, чтобы помочь